Когда человек говорит, что у него проблемы с тайм-менеджментом», он 9 раз из 10 будет иметь в виду прокрастинацию.
Прокрастинировать – это залипать в социальных сетях, тупить в телевизор или перечитывать новостные порталы с валидолом наперевес.
«Я так отдыхаю».
Кого ты обманываешь? Если это и отдых, то худший из всех возможных.
Впрочем, избавиться от хронической прокрастинации просто, если знать ее причины. Всего их пять.
Эта статья написана для Лайфхакера.
Причина №1. Проблемы с целями
Просто представьте. Вы не знаете, куда вы идете. Вы не знаете ваших долгосрочных целей. Ваши жизненные ценности – в тумане.
Что в этом случае происходит? Ваши цели и ценности устанавливает кто-то за вас: телевизор, начальник, родные и близкие.
Чем это плохо?
То, что эти цели ненастоящие, не ваши. Вы никогда не сможете ощутить мотивацию, которая идет изнутри, из вашей природы, чуть ли не из ваших генов. Ваша работа никогда не будет приносить вам удовольствие (да, бывает и такое!).
Когда наша жизнь заполнена такими навязанными нам делами, мы и начинаем прокрастинировать. Прокрастинация – это подсознательный саботаж вашего организма. Он сопротивляется делам, которые не связаны с вашими реальными внутренними целями.
Как найти СВОИ цели? Как высвободить их изнутри себя?
Например, можно почитать следующее:
- Книга «Поток» от Михая Чиксентмихайи поможет найти дело вашей жизни. Исследования профессора Чиксентмихайи показали, что, только занимаясь таким делом, вы сможете стать по-настоящему счастливым.
- Книга «Психология достижений» от Хайди Грант Хэлворсон говорит о том, как ставить цели. Оказывается одну и ту же цель можно сформулировать по-разному. Правильно или неправильно.
- Книга «7 навыков высокоэффективных людей» от Стивена Кови. Бестселлер №1 в мире по личностному росту. О ценностях. О целях. Второй навык Кови напрямую касается целей: «Начинай, представляя конечную цель».
- Статья «О том, как доярка Дуня шла к успеху» — о системе AgileResults, которая поможет вам связать ваши повседневные дела с целями на неделю, месяц и год.
Причина №2. Перфекционизм
Мы привыкли представлять перфекциониста, как человека, который всегда работает, пыхтит, что-то вылизывает.
Но это не всегда так! Иногда перфекционист – это человек, который точно также сидит попой на стуле, смотрит в экран и ничего не делает. Но на этом у него совсем другие причины.
Он ждет подходящего момента. Ему нужен стартовый капитал. Ему нужно подходящее время. Ему нужно, чтобы фондовый рынок был на подъеме. И только когда все условия (и звезды) сходятся – тогда он может начать что-то делать.
А до этого момента он прокрастинирует.
Что почитать на эту тему?
- Книга «Парадокс перфекциониста» от Таля Бен-Шахара Отличная книга!
Причина №3. Проблемы с энергией
Как работает наш человек? Он пашет несколько дней подряд, не разгибаясь, заливает в себя кофе и так далее. А потом на него «неожиданно» нападает прокрастинация. После чего недельку он отлеживается. Но зато потом – новый прилив сил. И опять работа до седьмого пота.
Карусель-карусель, кто успел, тот присел…
Знакомо?
Правильный вариант – по-настоящему отдохнуть. Выспаться. Развлечься. Вместо того, чтобы сидеть и делать вид, что вы работаете, лучше несколько дней посвятить себя отдыху на 100%.
В последнее время я много писал на Лайфхакере про энерджи-менеджмент. Например:
- Постоянная усталость? Лень? Депрессия? Попробуйте это! Про энерджи-менеджмент простыми словами.
- Все трудоголики делают эту едва заметную ошибку. Иногда, даже вернувшись с отдыха, вы понимаете, что ваша энергия на нуле. Какую ошибку вы совершаете?
- Хитрый способ обмануть свою лень и начать работать, как Заяц-Энерджайзер. Про систему Pomodoro. Отдыхать нужно не только после работы, но и после каждого рабочего отрезка.
И еще порекомендую несколько книг:
- «Жизнь на полной мощности» от Джима Лоэра и Тони Шварца — книга, в которой и родилось понятие «энерджи-менеджмент».
- «Время на отдых. Для тех, кто много работает» от Глеба Архангельского. Энерджи-менеджмент по-русски.
Причина №4. Отвлечения
Вы сидите за своим столом. Пытаетесь работать.
В это время в двух шагах от вас стоит холодильник, набитый вкуснейшими блюдами, тортами, мороженым. Комната наполнена ароматами свежеиспеченного печенья и кофе. Работает телевизор. Развлекательный канал показывает юмористические скетчи. Небольшие, по 2-3 минуты каждый. В углу валяется PlayStation. При этом время от времени вам звонят друзья, приходят СМСки или пиликают уведомления от социальных сетей.
Смеетесь? Но подобные рабочие места – сплошь и рядом.
Чтобы поработать в такой обстановке понадобится все ваша сила воли. Но тут и скрывается проблема. Сила воли – это
«мышца». Вы можете напрячь ее иногда. Но вы не можете напрягать ее постоянно. Рано или поздно она устанет. И вы снова провалитесь в прокрастинацию. А потом мышца воли восстановится. И вы предпримите следующую героическую попытку поработать.
Что же делать?
Нужно минимизировать использования силы воли в работе!
Надо настроить рабочее место так, чтобы вас ничего не отвлекало.
Вот мои статьи на эту тему:
- «У меня зазвонил телефон…»? Нет, с меня хватит! Статья про то, как я однажды полностью отключил звук у своего телефона. О том, какие плюсы это мне принесло.
- 6 причин, почему я удалил аську
- 7 способов защитить ваш мозг от информационного шума
Из книг могу порекомендовать только книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв». А конкретнее – «Глава 7. Информация: как управлять творческим хаосом».
Причина №5. Неподъемный большой проект
Может быть, задача, которая стоит перед вами – огромная глыба. Что-то новое, непонятное, пугающее. Ваше подсознание снова устраивает бунт. И дает вам команду: «Ленись!».
Решение простое – надо разбить такую глыбу на мелкие подзадачи.
Подробнее об этом в одной из следующих статей рубрики «Тайм-менеджмент простыми словами».
Другие советы
- Не можете приступить к работе? Поработайте хотя бы 30 минут. И есть шанс, что вас затянет. Это ментальная ловушка, которую описал еще Роберт Чалдини в своей книги «Психология влияния».
- Держите под рукой блокнот или диктофон. Если во время работы к вам поступит какое-то сообщения или какая-то идея, которые не хотелось бы терять. Просто запишите их, чтобы вернуться к ним позже. Не разбивайте свой рабочий поток. Не отвлекайтесь.
Итого
Прокрастинация, лень не делают вас плохим или никудышным человеком. Это просто результат каких-то внутренних и внешних причин. Устраните их и лень уйдет – я вам обещаю.
Пишите в комментариях!
А какая причина является источником вашей лени? Или напишите про своего знакомого))
Похожие записи:
- Тайм-менеджмент простыми словами. Всегда говори «Нет»
- Тайм-менеджмент простыми словами. Группировка задач
- Тайм-менеджмент простыми словами. Не пытайтесь слопать корову целиком!
- Тайм-менеджмент простыми словами. 5 шагов, чтобы успевать больше за то же время
- Тайм-менеджмент простыми словами. Приоритет задач
- Тайм-менеджмент простыми словами. Мои чек-листы
- Тайм-менеджмент простыми словами. 11 причин выбросить свои списки задач
- Тайм-менеджмент простыми словами. Геймификация
- Тайм-менеджмент простыми словами. Автоматизация
- Тайм-менеджмент простыми словами. Хронометраж
Друзья, подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получить доступ к скрытым статьям, доступным только подписчикам. И чтобы не пропустить ближайшие материалы блога:
- Как ускорить свой компьютер? Обязательно ли покупать новое мощное железо?
- Как отключить надоедливую рекламу. Рассмотрим все способы
Понравилась статья? Пожалуйста, ЛАЙКните по любой из кнопок. Вам же не сложно Спасибо!