Я побывал в гостях у замечательного специалиста по наладке бизнес-процессов Дмитрия Тетервака.
Ценннейшее интервью о ДЕЛЕГИРОВАНИИ!
Часть третья. Заключительная.
Будем говорить о том, с чего начать делегирование. О том, почему нанять повара или уборщицу — это отличный вариант потренироваться в делегировании. А также о «служении», как главном качестве хорошего личного помощника.
Хочется завершить неким призывом, неким алгоритмом, чтобы человек взял и пошел что-то делать. Вот, по-твоему, с чего лучше может начать делегировать? Может, прочитать книги какие-то нужно?
Ну, из непопулярных, но действенных советов — это обратиться к нормальному коучу и определиться, в чем лично у тебя затык. Когда поймешь это — потом гораздо проще.
Но это такой совет… Сейчас коучей развелось пруд пруди, как и психологов… важно попасть на толкового.
Я могу посоветовать, с чего бы я начал сейчас, что мне дало максимально прорыв в этой всей деятельности – это Елена Денисенко, она сертифицированный коуч, у Аткинса работала, она толковая девушка. В ходе часовой сессии с тобой, около 100-200 дол, вы разложите все по колесу и поймете, в чем у тебя есть проблемы и в каком направлении тебе двигаться Может дело не в помощнике, не в тебе, а в чем-то еще.
И второй вариант, чтобы я рекомендовал, я не устану про него с благодарностью говорить – это один из лучших тренингов, которые я когда-либо проходил… Есть такая система – продавай.ру, Тут сама система очень толковая.
Там основная мысль – это то, что все, что в системе происходит – это проекция тебя как руководителя. И ты своими действиями либо вдохновляешь сотрудников на самостоятельное на решение проблем, (чтобы они не бегали к тебе по каждой мелочи, чтобы они сами хотели учиться развиваться и гордились данным своим результатом), либо ты своими действиями выращиваешь из них безынициативных «овощей».
Я работал персонально с тренером, и могу конкретно сказать про тренера, это Вишневская Оксана, которая в Киеве работает.
У меня есть наглядный пример, за 2 года, у меня есть 2 результата от прохождения одного и того же теста: очень сильно поменялся мой стиль управления. Изменился благодарю тренингу «Базовый навык руководителя», 4-х часовому, он тоже стоит 100 дол. Со мной работала Оксана Вишневская. Особенно мы с ней отрабатывали моменты, в каких местах я за сотрудников решаею их проблемы, и их проблемы становятся моими проблемами. Вот это основное. Это 2 тренинга, которые я действительно мог бы рекомендовать с чистой совестью и закрытыми глазами, потому что знания эти… это непередаваемо. Бесплатное тестирование можно пройти тут.
Уже сами по себе результаты тестирования дадут Вам решения в какую сторону развиваться.
А из таких «быстрых» вещей, которые я рекомендую своим Клиентам. Самое простое, что можно предложить и что работает с 100%, это прием: 2 решения.
Обычно когда к тебе заходят сотрудники, они говорят «шеф, проблема»., Что дальше происходит?
Вы говорите: «О, проблема. Я – супермен, я сейчас все решу – я знаю, как решаются все проблемы,- и ты человеку говоришь дальше, — так, позови Иван Иваныча, делай то-то, то-то, записал?
– Записал
– Все, иди, делай.
Вот так вот обычно решаются проблемы в компании.
Прием 2 решения:
Когда человек к вам прибегает с проблемой, ты ему говоришь: «Какие ты видишь варианты решения этой проблемы?». Т.е. изначально завести такую традицию в организации, чтобы человек, когда приходил к тебе с проблемой, чтобы изначально приносил минимум 2 варианта решения. И ключевое в этой технике — чтобы он уже сразу сказал, какой из этих вариантов он считает предпочтительным.
Соответственно, к тебе, как к руководителю, приходят и говорят: «есть такая проблема, есть такие решения, можно сделать так, можно сделать так. Я считаю, что нужно сделать так». Ты говоришь: «Отлично, делай». Т.е. если человек заранее сам придумал варианты решения и сказал, какой из них он считает правальным то он уже заранее готов к тому, что он будет выполнять правильный (с его точки зрения) вариант. В большинстве случаев его вариант решения действительно является правильным.
Это очень экономит время для управления. Вот такие вот вещи, которые быстро и легко внедряются, и в то же время это способ не брать на себя проблемы сотрудника.
Еще одну аналогию могу порекомендовать. Жесткая – но работает.
Представьте, что так случилось трагедия в жизни, что рук у тебя больше нет. L. ты не можешь взять документы, ты не можешь распечатать, вот нет ничего не можешь сделать. Ты можешь только говорить. Вот это идеальная метафора для делегирования. Если выстроить систему с позиции, что можешь только говорить, то будет результат. Это то, к чему нужно стремиться.
Ну а книги, можешь что-то порекомендовать? Какую-то литературу, необязательно русскую?
Именно книжки по делегированию, наверное, я не видел.
Есть книжка, я до конца ее не дочитал, многие про нее почему-то особенно хорошо отзываются, это – «Безжалостный менеджмент» Д. Кеннеди. Но я ее не принял до конца. Может, я не до конца прочитал, может, я уже повнедрял и не интересно мне, но я не могу понять, почему она не взорвала мне мозг, как людям иногда она взрывает.
Мне «взорвал мозг» Продавай.ру. Вот именно основная концепция подхода Сизова. На сайте много бесплатных материалов, я рекомендую их почитать, поучить. Это действительно мне «взорвало мозг». Именно после этого появился «кайф» от делегирования.
А из первых шагов также могу порекомендовать свою статью, которую написал для своих клиентов.
В ней перечислил, что реально люди могут делать, если у тебя больше 3-4 сотрудников. Если не один сотрудник, то на помощника очень хорошо возлагать функцию проверки и контроля системы. Т.е. есть ряд таких задач, которые нужно делать регулярно (это контроль за выполнением отчетов, еще какие-то параметры, которые тебе важно контролировать, но которые тебя раздражают). Меня раздражает это делать, т.е. я не могу напоминать каждый вечер о том, что «ребята, заполните такой-то отчет». Меня это бесит. Почему я не могу за это заплатить человеку 100 дол плюс к зарплате и включить в обязанности, чтобы каждый вечер он звонил и контролировал заполнение отчета.
Т.е. эффект от делегирования какой? Делегирование позволяет снять с себя
а) рутину
б) ненавистные тебе действия, которые тебя раздражают. Они мелкие, они чаще всего не требуют никакой компетенции, и ты, когда их снимаешь, ты с таким облегчением вздыхаешь, силы появляются на взрыв пространства.
Вот у нас сейчас какие-то проблемы с газовым котлом. Т.е. какой-то зольник не пробит, еще чего-то. Помощница нашла человека, который это делает, сейчас это все пробьют, все сделают, я заплатил 200 дол. И у меня все закрыто. Мне предложили варианты, цены, Я выбрал: отлично, берем. Или я помощнице говорю: «обратись к этому человеку, потому что знаю, к кому, и реши с ним все вопросы».
Еще какая полезная штука: помощник может решить часть предварительных задач в общении с клиентом. Например, помощник созванивается и решает проблемы трансфера, составления графика, и когда ты уже встречаешься с первым лицом, то вы не обсуждаете какие-то мелочи ненужные, а вы уже встречаетесь и по делу сразу говорите. А все остальные вопросы уже заранее решены между вашими помощниками. Ресторан, кто что заказывает, согласование билетов, встречи – тебе в это не надо погружаться, это не твоя компетенция. Зачем тебе это? При этом есть люди, которые могут писать расписание, они между собой договорятся.
Да, если бы ты это делал, ты бы работу сделал за 15 минут, а если ты отдаешь помощнику, будь готов, что это будет делаться 4 часа. Но помощник стоит 400 или 500 дол в месяц, а ты зарабатываешь 2000 – 3000 дол в месяц.
Сюда же, в помощника, входят и уборка квартиры (это стоит 50 дол). Я у всех, кого консультирую, спрашиваю: «Кто у вас убирает дома? Жена? Запретите и нанимайте домработницу. Вы достаточно зарабатываете, чтобы заплатить 50 дол. в месяц, или по 30 дол. раз в неделю, чтобы человек пришел и убрал полностью в доме». Научитесь делегировать хотя бы домашние дела на дом. работницу.
Отличный способ чтобы начать что-то делегировать!
Да, попробуйте делегировать домашнюю работу, наймите домработницу.
Второй этап, который я рекомендую делать – это повар. Мы нашли хорошего повара.
Моя жена просто идеально готовит. Но она готовит только по вдохновению. А моя задача, чтобы, когда я пришел домой, каждый день была еда. Если хочется шикарный семейный ужин, то и я могу барбекю сделать, здесь повар не нужен. Но на каждый день детям борщ, котлеты, суп и т.д. — не должна жена этим заниматься. Все равно, кто это делает. Дай жене отдых… Т.е. у нас повар стоит 3 дол/час; 4 часа вполне повару хватает, 20 дол — максимум за приход.. Так зато холодильник забит на 3 дня. Раз в неделю ты вызываешь повара, чтобы он полуфабрикатов тебе наделал, там котлет, которые на сковородку бросил и все.
Идеально! Ты не думаешь о еде, не думаешь об уборке, не думаешь еще о каких-то вещах.
Мне сегодня на тренинге у А. Левитаса порекомендовали взять водителя. Говорят, что водитель тебя разовьет, поднимет… Но мне так нравятся ощущения от вождения, что мне это реально тяжело делегировать, но что-то в этом есть, я подумаю на эту тему.
Делегировать нужно максимально все вещи, от которых тебя не прет. И делать только то, от чего тебя прет, после чего ты «летаешь как на крыльях», «горы готов свернуть»!
Вот например у меня это бизнес-процессы компании разбирать. Я не могу никому делегировать. Меня реально вдохновляет сесть с собственником, поговорить, чайку выпить, поговорить: а как и что у вас происходит? Куда? То, се… где проблемы?
— У нас проблема с загрузкой машины
Давай посмотрим, ага, непонятно. Давай поеду на склад, посижу на складе, вместе с ребятами сразу разгрузим машину, пойму где проблема.
Когда мы делали Кухни Беларуси, проблема была, и я как кладовщик, как грузчик работал. Сотрудники говорят «неудобно» так работать — реально неудобно. Вот и думаю, что можно сделать? Проблема здесь, а ее истоки могут быть и там еще, Беларуси.
Вот это то, что я не могу делегировать. Меня это прет, и чем больше я этим занимаюсь, тем больше меня прет.
Уборка меня не радует. И зачем мне этой уборкой заниматься, если копейки я заплатил, и я доволен, и люди довольны. Реально довольны, для них это хороший заработок, они привыкли так работать. Они получают зарплату, и мне нравится. И все хорошо.
А Как выбирать помощника?
В этой статье описано, какой должен быть идеальный помощник. Например, мы должны сидеть с тобой в ресторане, а помощница говорит, «а я уже вызвала такси, через 2 часа оно уже ждет вас на выходе». Т.е. это помощник, который знает каждую секунду где ты, что ты и предугадывает каждые твои желания, где ты и что ты.
Не каждый человек может быть помощником. В одно время на меня очень сильное впечатление произвела книга 5 языков любви. В ней говорится, что у людей есть 5 способов проявления любви (причем как проявление, так и получение, они обычно совпадают – как я хочу получать любовь, обычно так я ее и отдаю.
И обычно какой-то один или 2 способа преобладают):
- Подарки
- качественное времяпрепровождение
- прикосновения
- слова
- служение.
Т.е. ты можешь провести с человеком время, обнять, похвалить, но если ты не сделал хоть какой-то минимальный подарок, не имеет значение какой, важен сам факт подарка, то не будет чувства любви. Не подарил подарок, чтобы ты не делал – «ты меня не любишь».
Или другая тема, это у меня с женой так, ты его задариваешь подарками, а это не ее язык любви. У нее — слова, т.е. если я слов не сказал, все капец.
Так вот нужно искать помощника, у которого язык любви – служение.
Ему должно быть по кайфу угождать тебе. Пример приведу. Мы ездили на остров Пхи Пхи, все сели, а лодка не сдвинулась, потому что на мель села, никто не поднялся, а рулевой сам не может ее толкнуть, сил не хватает. Я встал, подтолкнул с ним лодку, сел и поехал. Меня это не напрягает.
И помощника не должно напрягать, что ты его в 8 часов просишь: «слушай, дорогой, мне сейчас с девушкой надо пообщаться, вот тебе ключи от машины, съезди в магазин, купи продуктов и машину подгони вот туда-то, оставь продукты внутри, ключи привези мне».
Его не должно напрягать, он должен переться от того, что он делает. Т.е. помощник – это весьма такая ненормированная должность, ненормированная деятельность. Со временем она превращается в дружеские отношения, по-другому не получается. Потому что бизнес-дела и семейные дела неразрывно связаны. У меня помощница кормит моего кота, пока меня нету, заезжает домой и проверяет все, оплачивает коммунальные счета, много чего делает именно по семье, ездит в школу и решает какие-то проблемы по дочке. Конечно, если у тебя бизнес развивается, сильно очень развивается, то со временем у тебя могут появиться 2-3-4 помощника по направлениям. Это да, но пока у тебя до 50 человек команда, одного человека с головой. Т.е. нужно нанимать человека, у которого язык любви служение.
А как понять, что это служение? Как в поговорке «служить бы рад, прислуживаться тошно», именно не прислуживаться, а служить. В высоком понимании «служить», служить бизнесу, служить людям. Именно этот способ хорошего служить как раз описан в книге 5 языков любви.
Т.е. именно по личным качествам, по профессиональным, я бы вообще не подбирал помощника. На самом деле пофиг, что он умеет в начале. Потому что ты его все равно научишь потом. Через 2-3 месяца он выходит на нормальный уровень и решает большинство твоих задач. Все. Важно служение.
На этой глубокой мысли и закончим. Спасибо!
Пишите в комментариях!
А вы делегируете что-либо?
Похожие записи:
- Вы добренький работодатель? Эта книга — скипидар для задниц ваших сотрудников!
- Обзор книги «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»
- Делегирование и Аутсорсинг с Julia Tunstall
Друзья, подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получить доступ к скрытым статьям, доступным только подписчикам. И чтобы не пропустить ближайшие материалы блога:
- Как ускорить свой компьютер? Обязательно ли покупать новое мощное железо?
- Как отключить надоедливую рекламу. Рассмотрим все способы
Понравилась статья? Пожалуйста, ЛАЙКните по любой из кнопок. Вам же не сложно Спасибо!