Я просто хотел научиться делать слайды.
А вместо этого МИФ «подсунул» мне ЛУЧШУЮ книгу из тех, что я прочитал в 2014 году. Из 49 книг.
Почему лучшую? Сейчас объясню.
Встречайте обзор книги «Мастерство презентации» от Алексея Каптерева.
Эта рецензия была написана мной для Лайфхакера.
Об авторе
Алексей Каптерев — один из ведущих мировых экспертов в области презентаций. В настоящее время Алексей работает в Москве независимым консультантом, преподаёт в Высшей школе бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, выступает с лекциями в Московской школе управления «Сколково» и других вузах. Сценарий одной из презентаций Алексея Каптерева вышел в финал Нью-Йоркского фестиваля рекламы.
Редкий случай, когда наш соотечественник был сначала признан на Западе. И только потом о его работе узнали у нас — книга переведена с английского!
О чём эта книга?
- Как проводить презентации.
- Как выступать на публике.
- Как подготовить материал для выступления.
- Как создать незабываемую историю.
- И да — как готовить слайды.
Страсть
Книга написана человеком, который любит своё дело. Такие вещи видны сразу.
…презентации преображают. Это не обязательно означает, что они меняют аудиторию. Такое тоже может произойти, но я сейчас говорю не об этом. Презентации преображают вас и ваши собственные идеи. Речь не о том, что с их помощью вы станете богатыми и знаменитыми. Речь о том, что вы станете другими, лучшими людьми. Вы станете более знающими, более понимающими, более искренними и более страстными. Алексей Каптерев
Сейчас моден подход «прочти 10 книжек по теме, и ты — гуру». Можешь писать свои книжки, учить людей и т. д. Насколько же Алексей другой!
Он вычитал всё, что близко есть по теме. Посетил кучу семинаров по презентациям, сценарному мастерству, актёрству. Просмотрел сотни презентаций. Был участником и организатором знаменитых конференций TED, которые мы так любим здесь, на Лайфхакере…
И только затем написал книгу.
Это заметно: эрудиция так и брызжет со страниц. Но всегда к месту!
Практический опыт
Алексей — практик:
- Он часто выступает на публике.
- Он стоял на сцене в роли стэндапера и роли актера-любителя.
- Он профессионально консультирует крупные компании (Yota, «Яндекс», «Сколково») по вопросам презентаций.
По формату
Формат «доставляет».
Например, вот как оформляются комментарии:
А вот примечания:
Но главное — примеры. Их МНОГО. Как правильно, как неправильно…
Почти все примеры не придуманы, а взяты из реальной жизни. Например, Алексей анализирует знаменитые презентации и выступления Стива Джобса, Билла Гейтса, Барака Обамы, Альберта Гора, Евгения Гришковца и других.
Дорожная карта
Книга наполнена ссылками на:
- книги;
- презентации;
- видео;
- блоги.
Я это ценю. В нынешнем водовороте книг и статей у тебя словно появляется дорожная карта с указателями.
Ну и, собственно, сам Алексей
Странно было бы после «толстого-толстого слоя шоколада» не показать что-нибудь из Алексея.
Вот его знаменитая презентация аж 2007 года «Смерть через PowerPoint», набравшая более 2 миллионов просмотров:
А вот он вживую на конференции TED в Одессе:
По-моему, здорово!
Ценные идеи книги (ух, много!):
- Структура презентации: СТРУКТУРА — СЛАЙДЫ — ПОДАЧА
- Проблема многих презентаций в том, что последовательность фактов и доводов просто плоха, лишена смысла, скучна, за ней сложно уследить. Она не дает ответа на вопрос «И что с того?». Мы не понимаем, куда она нас ведет и зачем. Выступающий забывает, о чем говорить дальше. Разве такое может произойти, если вы рассказываете историю?
- Эффект превосходства изображений: в большинстве случаев люди лучше усваивают картинки, нежели слова.
- Слайды — не отчеты, не таблицы, не для анализа. Зрители должны понять смысл всего за несколько секунд. Слайд должен захватывать внимание и быстро оказывать воздействие на аудиторию. Он должен информировать и убеждать
- Компании, инвестирующие в дизайн — успешнее.
- В Х веке умение писать — было преимуществом. Сейчас, дизайн — это новая письменность.
- Делайте слайды сами. Вы все равно не сможете позволить себе таких дизайнеров, которые глубоко разберутся в вашей теме. А ведь только так можно сделать хорошие слайды.
- 3 принципа презентации: фокус (тезис), контраст (антитезис) и единство (синтез)
Фокус
- Каждый выступление имеет фокус. В истории — это герой. На слайде — самый яркий и большой элемент. В выступлении — фигура говорящего.
- Фокус нужен, потому что аудитория не сможет запомнить все, что вы расскажете. А вы не сможете рассказать все, что вы знаете.
- Общеизвестно, что человек не может держать в кратковременной памяти много элементов. По каким-то данным 7. По другим — 4.
- Отсюда правила:
- презентация состоит не более, чем из 4х частей.
- И одно главное послание. Главное послание ставить в заголовок, самый крупный шрифт.
- По буллет-пойнтам — не более 3-4.
- Не более одной мысли на одном слайде
- Итого: 1 центральное послание + 3-4 поддерживающие идеи
- Создавайте истории с героями — это сложно, но эффективно
- Презентация — это мини-фильм, мини-книга… со своим сюжетом, завязкой и развязкой
Контраст
- Принцип контраста: идеи становятся понятными, только в контрасте с другими. Вся история показывает, что люди любят конфликты. Но типичная бизнес-презентация не богата конфликтами и контрастами. Все предсказуемо. И скучно.
- Создавайте визуальный контраст. Обособляйте заголовки, выделяйте важные моменты, отделяйте текст от фона.
- Самая важная часть вашей презентации — это проблема. Конфликт между проблемой и решением. Этот конфликт и сделает вашу историю интересной.
- Популярная ошибка — излагаются только достижения, победы — нет никакого конфликта, трудностей. Это применимо к любому контенту.
- 4 типа проблем: 1) моральная или психологическая 2) конфликт с другим человеком или компанией (сравнения) 3) конфликт с господствующей парадигмой (самая лучшая стратегия) 4) конфликт с силами природы, экономики…
- Старайтесь поддерживать напряжение. Не обязательно все тянуть до самого конца, но хотя бы какой-то один важный момент оставить на концовку — надо.
- Всегда представляйте свои факты в каком-то контексте (сравнение)
Единство
- Принцип единства: при правильном построении конфликтующие части создают целое, которое больше, чем сумма его частей.
Чек-лист подготовки презентации
- Неважно, насколько сложна презентация, вы должны выбрать одну идею, вокруг которой организовать все выступление
- Определяем цель презентации. Правильная цель объединяет аудиторию и выступающего. Она отвечает на вопрос: «Что я хочу, чтобы они сделали?» или «Что я хочу, чтобы они запомнили?»
- Вы хотите, чтобы аудитория поняла вашу презентацию и действовала в соответствии с ней? Не надо ее просто информировать — вовлеките ее! Добивайтесь взаимодействия!
- Мотивируйте их, вдохновите их, покажите им видение, куда нужно стремиться
- Каждая презентация должна быть посвящена видению (набор ценностей).
- Не бойтесь споров. Если в вашей презентации нет ничего спорного, она будет скучной.
- Не начинайте рисовать презентацию в PowerPoint. Лучше это сделать с помощью стикеров или бумаги. Иначе вы рискуете утонуть в мелких технических деталях.
- После целей делаем мозговой штурм. Лепите все подряд, а потом складывайте в ментальную карту. Эта ментальная карта — просто для порядка. Это не есть структура будущей презентации.
- Для создания клевых схем рекомендует бесплатный и крутой yEd
- Сделайте свою презентацию похожей на разговор. Имитируйте вопросы, которые аудитория могла бы задать. И отвечайте на них.
Советы по работе со слайдами на сцене
- Классическая ошибка — Зачитывать слайды вслух
- О чем можно говорить во вступлении:
- изложить основные правила игры (длительность, будет ли перерыв, когда вопросы…)
- представиться, желательно доказать, что вы авторитетный специалист
- лучше рассказать какую-то короткую личную историю
- опишите ситуацию, задайте некую точку отсчета для повествования
- «Монитор уверенности» — когда на ноутбуке выступающего показывается текущий слайд, а также следующий + время до конца выступления. Такое можно настроить и в PowerPoint тоже.
- Пульт дистанционного управления — кликер. С радиоуправлением (не инфракрасный!) от Logitech, Kensington и др. Охват — 20-30 м. Работает с любым компьютером. Не требует установки.
Ораторство
- Оратор 1.0 все запланировал, просчитал время выступления и рассказал. Оратор 2.0 подготовился, но, столкнувшись с неожиданным вопросом, реакцией — не растерялся, сымпровизировал и вышел победителем. Такие презентации намного сильнее просто хорошо подготовленных.
- Оратор 1.0 — безупречный всезнайка. Оратор 2.0 не боится показать свое несовершенство, готов посмеяться над собой.
- Если заметили, что допустили ошибку — признайте ее, поправьте себя. Можно рассмеяться над собой.
- Алексей против запланированных шуток. Только импровизация!
- Хотите стать страстным оратором? Смотрите видео-выступления других выдающихся ораторов. Копируйте их голос, позы и т.д.. Со временем у вас появится свой стиль.
- Аутентичность — это верить в то, что говоришь.
- Секрет хорошей презентации (с импровизациями и прочим) — много репетиций.
Советы по оформлению
- Оформление шаблона слайдов:
- четкость
- никаких лишних украшений, элементов, теней и 3D-эффектов
- текст заголовка — больше и другого цвета
- Определяйте фокусную точку каждого слайда. И выделять ее шрифтом или цветом.
- По спискам: не больше 4х пойнтов, каждый — не более 4х слов.
- У подряд идущих слайдов не должны повторяться заголовки
- Избегайте сносок и вообще мелкого шрифта на слайдах
- Старайтесь использовать собственные фото. Люди это оценят. Качество не важно.
- Если нужно проиллюстрировать абстрактную идею — избегайте фото. Вместо этого используйте абстрактные контуры и тени.
- Иконки можно использовать в роли буллет-пойнтов. Например, часики, когда перечисляем временные затраты.
- Вертикальное размещение текста в диаграммах – плохо.
- Сложные диаграммы и таблицы можно анимацией отрисовывать пошагово, объясняя каждый этап.
- В PowerPoint предпочитает эффект «Растворение», «Выцветание»
- Для самого главного слайда (1 раз за презентацию) можно использовать эффект «Двери».
- Не бойтесь пустого пространства.
- Цвет фона — черный, если презентация в темном помещении. Белый — в остальных случаях.
- Основные цвета для шрифтов: белый, черный
- Тул для выбора цветов: https://kuler.adobe.com/
- Картинка на слайде — либо большая, либо никакая. Маленькая — плохо.
- Текст презентаций — язык девятиклассника.
- Ставьте последнюю версию PowerPoint — она уже вполне хорошая.
Итого
Оценка: 10/10 (весь мой рейтинг-лист)
Читать: да. Ораторам, писателям, блогерам. Всем, кто продаёт свои идеи людям.
- Интересно читать. Прямо как художественную книгу.
- Учит нас философии великой презентации.
- А также большому количеству мелких советов, которые можно сразу идти и внедрять в свои презентации.
Если я решу писать свою обучающую книгу, я буду использовать книгу Алексея как эталон.
Уау! Браво, Алексей!
Похожие записи:
- Страшные люди. Про влияние внешности на вашу эффективность
- «Карьерные войны» — Книга Дэвида Д’Алессандро о том, как построить успешный личный бренд.
- Как читатели блога выбирали мне дизайн визитки
- Обзор книги Тома Питерса «Преврати себя в бренд!»
Друзья, подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получить доступ к скрытым статьям, доступным только подписчикам. И чтобы не пропустить ближайшие материалы блога:
- Как ускорить свой компьютер? Обязательно ли покупать новое мощное железо?
- Как отключить надоедливую рекламу. Рассмотрим все способы
Понравилась статья? Пожалуйста, ЛАЙКните по любой из кнопок. Вам же не сложно Спасибо!