Обзор книги «Мастерство презентации» — Алексей Каптерев

Алексей КаптеревЯ просто хотел научиться делать слайды.

А вместо этого МИФ «подсунул» мне ЛУЧШУЮ книгу из тех, что я прочитал в 2014 году. Из 49 книг.

Почему лучшую? Сейчас объясню.

Встречайте обзор книги «Мастерство презентации» от Алексея Каптерева.

Эта рецензия была написана мной для Лайфхакера.

Об авторе

Алексей Каптерев — один из ведущих мировых экспертов в области презентаций. В настоящее время Алексей работает в Москве независимым консультантом, преподаёт в Высшей школе бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, выступает с лекциями в Московской школе управления «Сколково» и других вузах. Сценарий одной из презентаций Алексея Каптерева вышел в финал Нью-Йоркского фестиваля рекламы.

Редкий случай, когда наш соотечественник был сначала признан на Западе. И только потом о его работе узнали у нас — книга переведена с английского!

О чём эта книга?

  • Как проводить презентации.
  • Как выступать на публике.
  • Как подготовить материал для выступления.
  • Как создать незабываемую историю.
  • И да — как готовить слайды.

Страсть

Книга написана человеком, который любит своё дело. Такие вещи видны сразу.

…презентации преображают. Это не обязательно означает, что они меняют аудиторию. Такое тоже может произойти, но я сейчас говорю не об этом. Презентации преображают вас и ваши собственные идеи. Речь не о том, что с их помощью вы станете богатыми и знаменитыми. Речь о том, что вы станете другими, лучшими людьми. Вы станете более знающими, более понимающими, более искренними и более страстными. Алексей Каптерев

Сейчас моден подход «прочти 10 книжек по теме, и ты — гуру». Можешь писать свои книжки, учить людей и т. д. Насколько же Алексей другой!

Он вычитал всё, что близко есть по теме. Посетил кучу семинаров по презентациям, сценарному мастерству, актёрству. Просмотрел сотни презентаций. Был участником и организатором знаменитых конференций TED, которые мы так любим здесь, на Лайфхакере…

И только затем написал книгу.

Это заметно: эрудиция так и брызжет со страниц. Но всегда к месту!

Практический опыт

Алексей — практик:

  • Он часто выступает на публике.
  • Он стоял на сцене в роли стэндапера и роли актера-любителя.
  • Он профессионально консультирует крупные компании (Yota, «Яндекс», «Сколково») по вопросам презентаций.

По формату

Формат «доставляет».

Например, вот как оформляются комментарии:

А вот примечания:

Но главное — примеры. Их МНОГО. Как правильно, как неправильно…

Почти все примеры не придуманы, а взяты из реальной жизни. Например, Алексей анализирует знаменитые презентации и выступления Стива Джобса, Билла Гейтса, Барака Обамы, Альберта Гора, Евгения Гришковца и других.

Дорожная карта

Книга наполнена ссылками на:

  • книги;
  • презентации;
  • видео;
  • блоги.

Я это ценю. В нынешнем водовороте книг и статей у тебя словно появляется дорожная карта с указателями.

Ну и, собственно, сам Алексей

Странно было бы после «толстого-толстого слоя шоколада» не показать что-нибудь из Алексея.

Вот его знаменитая презентация аж 2007 года «Смерть через PowerPoint», набравшая более 2 миллионов просмотров:


А вот он вживую на конференции TED в Одессе:

По-моему, здорово!

Ценные идеи книги (ух, много!):

Нажмите, чтоб прочитать!
  • Структура презентации: СТРУКТУРА — СЛАЙДЫ — ПОДАЧА
  • Проблема многих презентаций в том, что последовательность фактов и доводов просто плоха, лишена смысла, скучна, за ней сложно уследить. Она не дает ответа на вопрос «И что с того?». Мы не понимаем, куда она нас ведет и зачем. Выступающий забывает, о чем говорить дальше. Разве такое может произойти, если вы рассказываете историю?
  • Эффект превосходства изображений: в большинстве случаев люди лучше усваивают картинки, нежели слова.
  • Слайды — не отчеты, не таблицы, не для анализа. Зрители должны понять смысл всего за несколько секунд. Слайд должен захватывать внимание и быстро оказывать воздействие на аудиторию. Он должен информировать и убеждать
  • Компании, инвестирующие в дизайн — успешнее.
  • В Х веке умение писать — было преимуществом. Сейчас, дизайн — это новая письменность.
  • Делайте слайды сами. Вы все равно не сможете позволить себе таких дизайнеров, которые глубоко разберутся в вашей теме. А ведь только так можно сделать хорошие слайды.
  • 3 принципа презентации: фокус (тезис), контраст (антитезис) и единство (синтез)

Фокус

  • Каждый выступление имеет фокус. В истории — это герой. На слайде — самый яркий и большой элемент. В выступлении — фигура говорящего.
  • Фокус нужен, потому что аудитория не сможет запомнить все, что вы расскажете. А вы не сможете рассказать все, что вы знаете.
  • Общеизвестно, что человек не может держать в кратковременной памяти много элементов. По каким-то данным 7. По другим — 4.
  • Отсюда правила:
    • презентация состоит не более, чем из 4х частей.
    • И одно главное послание. Главное послание ставить в заголовок, самый крупный шрифт.
    • По буллет-пойнтам — не более 3-4.
    • Не более одной мысли на одном слайде
    • Итого: 1 центральное послание + 3-4 поддерживающие идеи
  • Создавайте истории с героями — это сложно, но эффективно
  • Презентация — это мини-фильм, мини-книга… со своим сюжетом, завязкой и развязкой

Контраст

  • Принцип контраста: идеи становятся понятными, только в контрасте с другими. Вся история показывает, что люди любят конфликты. Но типичная бизнес-презентация не богата конфликтами и контрастами. Все предсказуемо. И скучно.
  • Создавайте визуальный контраст. Обособляйте заголовки, выделяйте важные моменты, отделяйте текст от фона.
  • Самая важная часть вашей презентации — это проблема. Конфликт между проблемой и решением. Этот конфликт и сделает вашу историю интересной.
  • Популярная ошибка — излагаются только достижения, победы — нет никакого конфликта, трудностей. Это применимо к любому контенту.
  • 4 типа проблем: 1) моральная или психологическая 2) конфликт с другим человеком или компанией (сравнения) 3) конфликт с господствующей парадигмой (самая лучшая стратегия) 4) конфликт с силами природы, экономики…
  • Старайтесь поддерживать напряжение. Не обязательно все тянуть до самого конца, но хотя бы какой-то один важный момент оставить на концовку — надо.
  • Всегда представляйте свои факты в каком-то контексте (сравнение)

Единство

  • Принцип единства: при правильном построении конфликтующие части создают целое, которое больше, чем сумма его частей.

Чек-лист подготовки презентации

  • Неважно, насколько сложна презентация, вы должны выбрать одну идею, вокруг которой организовать все выступление
  • Определяем цель презентации. Правильная цель объединяет аудиторию и выступающего. Она отвечает на вопрос: «Что я хочу, чтобы они сделали?» или «Что я хочу, чтобы они запомнили?»
  • Вы хотите, чтобы аудитория поняла вашу презентацию и действовала в соответствии с ней? Не надо ее просто информировать — вовлеките ее! Добивайтесь взаимодействия!
  • Мотивируйте их, вдохновите их, покажите им видение, куда нужно стремиться
  • Каждая презентация должна быть посвящена видению (набор ценностей).
  • Не бойтесь споров. Если в вашей презентации нет ничего спорного, она будет скучной.
  • Не начинайте рисовать презентацию в PowerPoint. Лучше это сделать с помощью стикеров или бумаги. Иначе вы рискуете утонуть в мелких технических деталях.
  • После целей делаем мозговой штурм. Лепите все подряд, а потом складывайте в ментальную карту. Эта ментальная карта — просто для порядка. Это не есть структура будущей презентации.
  • Для создания клевых схем рекомендует бесплатный и крутой yEd
  • Сделайте свою презентацию похожей на разговор. Имитируйте вопросы, которые аудитория могла бы задать. И отвечайте на них.

Советы по работе со слайдами на сцене

  • Классическая ошибка — Зачитывать слайды вслух
  • О чем можно говорить во вступлении:
    • изложить основные правила игры (длительность, будет ли перерыв, когда вопросы…)
    • представиться, желательно доказать, что вы авторитетный специалист
    • лучше рассказать какую-то короткую личную историю
    • опишите ситуацию, задайте некую точку отсчета для повествования
  • «Монитор уверенности» — когда на ноутбуке выступающего показывается текущий слайд, а также следующий + время до конца выступления. Такое можно настроить и в PowerPoint тоже.
  • Пульт дистанционного управления — кликер. С радиоуправлением (не инфракрасный!) от Logitech, Kensington и др. Охват — 20-30 м. Работает с любым компьютером. Не требует установки.

Ораторство

  • Оратор 1.0 все запланировал, просчитал время выступления и рассказал. Оратор 2.0 подготовился, но, столкнувшись с неожиданным вопросом, реакцией — не растерялся, сымпровизировал и вышел победителем. Такие презентации намного сильнее просто хорошо подготовленных.
  • Оратор 1.0 — безупречный всезнайка. Оратор 2.0 не боится показать свое несовершенство, готов посмеяться над собой.
  • Если заметили, что допустили ошибку — признайте ее, поправьте себя. Можно рассмеяться над собой.
  • Алексей против запланированных шуток. Только импровизация!
  • Хотите стать страстным оратором? Смотрите видео-выступления других выдающихся ораторов. Копируйте их голос, позы и т.д.. Со временем у вас появится свой стиль.
  • Аутентичность — это верить в то, что говоришь.
  • Секрет хорошей презентации (с импровизациями и прочим) — много репетиций.

Советы по оформлению

  • Оформление шаблона слайдов:
    • четкость
    • никаких лишних украшений, элементов, теней и 3D-эффектов
    • текст заголовка — больше и другого цвета
  • Определяйте фокусную точку каждого слайда. И выделять ее шрифтом или цветом.
  • По спискам: не больше 4х пойнтов, каждый — не более 4х слов.
  • У подряд идущих слайдов не должны повторяться заголовки
  • Избегайте сносок и вообще мелкого шрифта на слайдах
  • Старайтесь использовать собственные фото. Люди это оценят. Качество не важно.
  • Если нужно проиллюстрировать абстрактную идею — избегайте фото. Вместо этого используйте абстрактные контуры и тени.
  • Иконки можно использовать в роли буллет-пойнтов. Например, часики, когда перечисляем временные затраты.
  • Вертикальное размещение текста в диаграммах – плохо.
  • Сложные диаграммы и таблицы можно анимацией отрисовывать пошагово, объясняя каждый этап.
  • В PowerPoint предпочитает эффект «Растворение», «Выцветание»
  • Для самого главного слайда (1 раз за презентацию) можно использовать эффект «Двери».
  • Не бойтесь пустого пространства.
  • Цвет фона — черный, если презентация в темном помещении. Белый — в остальных случаях.
  • Основные цвета для шрифтов: белый, черный
  • Тул для выбора цветов: https://kuler.adobe.com/
  • Картинка на слайде — либо большая, либо никакая. Маленькая — плохо.
  • Текст презентаций — язык девятиклассника.
  • Ставьте последнюю версию PowerPoint — она уже вполне хорошая.

Итого

Оценка: 10/10 (весь мой рейтинг-лист)

Читать: да. Ораторам, писателям, блогерам. Всем, кто продаёт свои идеи людям.

  1. Интересно читать. Прямо как художественную книгу.
  2. Учит нас философии великой презентации.
  3. А также большому количеству мелких советов, которые можно сразу идти и внедрять в свои презентации.

Если я решу писать свою обучающую книгу, я буду использовать книгу Алексея как эталон.

Уау! Браво, Алексей!

Похожие записи:

Друзья, подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получить доступ к скрытым статьям, доступным только подписчикам. И чтобы не пропустить ближайшие материалы блога:

  • Как ускорить свой компьютер? Обязательно ли покупать новое мощное железо?
  • Как отключить надоедливую рекламу. Рассмотрим все способы

Понравилась статья? Пожалуйста, ЛАЙКните по любой из кнопок. Вам же не сложно Спасибо!

Запись опубликована в рубрике Книги. Добавьте в закладки постоянную ссылку.