Блог Фарида Каримова
Лайфхаки, сервисы и гаджеты

Тем, кто легко отвлекается

Скотт ЯнгЯ люблю игру «Белый медведь».

Главное правило – нельзя думать о белом медведе. Соответственно первый, кто это сделает, проиграл… Но это, конечно же, шутка. Реально выполнить это невозможно: попытка не думать о мишке приводит к тому, что ты наоборот думаешь только о нём.

Вывод: тяжело контролировать собственные мысли. Зачастую, ты даже не можешь напрямую повлиять на них, а уговоры самого себя сконцентрироваться на книге или лекции обычно не работают.

Как быть?

Решение – используйте направляющие задачи!

Это вольный перевод статьи Скотта Янга. Спасибо Регине Киекбаевой за помощь с переводом!

Направляющие задачи

Первое исследование этого явления произвели Томас Гайд и Джеймс Дженкинс в 1969 году.

Участников эксперимента разделили на две группы. Им предоставили список слов, которые им следовало воспроизвести по окончании эксперимента. При этом у каждой группы была своя направляющая задача:

  • Первую группу попросили обратить внимание, есть ли в словах буква «е».
  • Другую – имеет ли слово приятный оттенок.

Итог: вторая группа запомнила вдвое больше слов.

Почему?

Мозг работает иначе, когда ты думаешь о словах, смысл которых тебе нравится, в отличие от проверки их написания. Приятные ассоциации приводят к тому, что ты лучше запоминаешь.

Интересна другое: когда участников не предупреждали о проверке, итог был аналогичным. Они запоминали слова, даже если это не предусматривалось в задании.

Таким образом, сработало правильно выбранное направляющее задание.

Метод ключевых слов

Другая направляющая задача, которая также эффективно работает – метод визуализации ключевых слов.

Слово из иностранного языка запоминается в паре со словом из родного, звучащим похоже, и оба запоминаются в каком-нибудь образе. Например, возьмём из немецкого «Gabel», что в переводе означает «вилка». По звучанию оно похоже на русское «грабли». И мы мысленно рисуем картинку: великан ест граблями. Далее в нашем сознании эти образы соединяются в одно целое.

Отчасти это объясняется тем, что зрительные образы проще запомнить, чем какую-либо абстрактную информацию. Другая причина – техника заставляет подмечать звучание слова.

Как читать книгу?

Если мы хотим что-то запомнить, то будем выделять текст. Но такой метод неэффективен.

Почему?

Потому что он не требует усилий. Выделяя, ты не думаешь о значении слов и связанных с ними ассоциациях – ты думаешь только о том, что конкретно должно быть выделено.

В таком случае, лучшие направляющие задачи — пересказ и задавание себе вопросов. Пересказ сложно сделать без понимания материала. То же самое относится и к составлению вопросов.

Как делать заметки?

Чтобы лучше запоминать информацию с лекций и семинаров есть похожие приёмы.

  • Ты можешь создавать связи. Одна из моих любимых техник – создание разбросанных заметок, установление связей между тем, что говорит спикер и другими концепциями или даже моим собственных опытом.
  • Или просто не позволяйте себе дословное копирование. Пишите всё своими словами. Тогда вы никогда не «заснёте» во время лекции и не потеряете мысль.

Создание персональной направляющей задачи

Поняли суть направляющих задач? Теперь вы можете создавать собственные.

Этот список может вам помочь:

  • пересказывайте,
  • стройте ассоциации,
  • задавайте вопросы,
  • придумывайте примеры,
  • рисуйте образы.

Обращайте внимание, на чём вы концентрируетесь во время занятия. Тратите ли вы время на обдумывание того, как будете использовать этот материал позже? И часто ли вы входите в «гипноз», когда вся лекция проходит мимо ушей?

Поделитесь своим мнением

*