Блог Фарида Каримова
Лайфхаки, сервисы и гаджеты

Главный прием успешного тайм-менеджмента

Систем тайм-менеджмента существует огромное количество, но есть базовые стратегии эффективности, которые остаются неизменными.

Сегодня речь пойдет об умении говорить «Нет».

Идем к цели, не отвлекаясь

Вы знаете, где вы находитесь. Вы знаете, куда хотите прийти. Но как же чертовски сложно попасть из пункта А в пункт Б! Мы постоянно отвлекаемся и прерываемся. Или вовсе сворачиваем не туда

Одним из важнейших качеств эффективного человека становится умение говорить «Нет!». Не только людям, но и возможностям, делам, проблемам и удовольствиям.

Перегруз

Чему нас учат признанные авторитеты?

Стивен Кови советует нам быть проактивными, то есть активно влиять на все, что для нас важно. Дэвид Аллен говорит о том, что мы должны записывать абсолютно все, что нас беспокоит.

Получается нехилая такая куча дел и информации, которая давит на вас, которая не оставляет возможности вздохнуть свободно.

Важно научиться отказываться от всего, что не ведет нас к нашим целям.

Несколько простых примеров отказов и неотказов

Пример 1. Мой знакомый, успешный предприниматель Вова (детали истории немного изменены), который занимается строительством крупных объектов вдруг ни с того ни с сего начал жаловаться мне, что все время теперь у него занимает бизнес по покраске машин.

Что? Каких еще машин?

Оказывается ему за долги отписали этот бизнес, который дышит на ладан и теперь вот уже месяц Вова сутками проводит время там. Я сказал ему прямо: тебе, что заняться нечем? Зачем тебе этот непрофильный неприбыльный и вообще неинтересный проект? Проект был закрыт на следующий день.

Остается только вопрос: зачем было за него браться в принципе? Отвечал ли он целям Вовы? Нет.

Пример 2. Звонит недавно мне мой давний знакомый. И просит отвезти его за 30 километров от города повидаться с одной девочкой. Туда и обратно. Бензин, говорит, я оплачу. Ээээ… я даже не знал, что и ответить на такую просьбу. Предложил взять такси. (Жалко, что в том время Uber еще не раздавал бесплатные поездки). Обиделся…

О том, как надо правильно отказываться — поговорим ниже.

Здесь же скажу, что в России люди совершенно не ценят время друг друга, а потому подобных историй я могу привести целую кучу. Да и вы тоже.

Пример 3. Сестра давно просит заехать и посмотреть ее компьютер. Любимая игра иногда притормаживает. А это, грит, очень важно — я ведь играю на время… Да, это очень важно, только никогда я не потрачу полдня на то, чтобы кто-то смог поиграть в игрушку. Я стараюсь приходить людям на помощь, но игрушкам — нет!

Говоря «Нет», мы уважаем свое время, потому что, вернуть его невозможно.

Как определить, когда нужно сказать «Нет»?

Об этом хорошо писал еще Кови в своем Навыке №2. Если коротко, то я задаю себе пару простых вопросов:

  • Продвигает ли это меня к моим жизненным целям?
  • Или наоборот мешает?
  • Так ли необходима моя помощь другому человеку (если кто-то о чем-то просит)?

Как не обидеть отказом?

Эй, хватит думать, что все люди дико обижаются, когда им отказывают. Это не так. В 90% случаев им начхать.

Но, в любом случае, отказывать надо тоже уметь. Недавно вот сухо отказал одной своей пожилой тетушке отвезти ее в деревню (а я реально был перегружен в тот день), дык потом 15 минут я утешал ее, пока она рыдала. Выслушал и про мою неблагодарность, и про то, как мне меняли пеленки, про бессонные ночи.

Начал даже начал слушать одну книгу, целиком посвященную умению отказать. Называется она «Как говорить НЕТ и добиваться результатов».Автор — Уильям Юри. Книга очень затянутая и местами откровенно высосанная из пальца.

В двух словах автор говорит о том, что отказывать надо по схеме «Да» — «Нет» — «Да»:

  • Сначала вы в позитивном ключе объясняете мотивы своего отказа. В моем случае — это сказать тетушке, что я в эти дни организую целых 2 дня рождения своей дочки, что это для меня важно и т.д..
  • Потом вежливо, с уважением, окончательно отказываете
  • И наконец предлагаете альтернативное решение. Например, предлагаете тетушке отвезти ее на следующей неделе

Это все работает. Вот об этом 6 часов книги))

Последствия

Кстати я заметил, что если вы начинаете часто отказывать людям в глупых просьбах, а идете на встречу в важных, то отношение к вам меняется на очень серьезное и уважительное. Ваше время начинают ценить и перестают отрывать по мелочам.

Не нужно бояться отказывать. Главное быть честным и твердым. Не стоит юлить, выдумывать причины. Я обычно честно отвечаю человеку, что сильно занят, либо, что у меня есть свои планы. Адекватные люди это понимают нормально.

Кстати, не подумайте, что автор — бездушная машина, которая целыми днями работает, отсекая все лишнее. Это не так. Я двумя руками за отдых, за развлечения. Но я также и за то, чтобы сказать твердое «Нет» пустым проектам, чужим заблуждениям и глупостям.

А как у вас обстоят дела с отказами? Легко ли они вам даются? Обижаются ли на них люди? Пишите в комментариях.

 

Похожие записи:

Друзья, подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получить доступ к скрытым статьям, доступным только подписчикам. И чтобы не пропустить ближайшие материалы блога:
  • Как ускорить свой компьютер? Обязательно ли покупать новое мощное железо?
  • Как отключить надоедливую рекламу. Рассмотрим все способы

Поделитесь своим мнением

*