Блог Фарида Каримова
Лайфхаки, сервисы и гаджеты

Скотт Янг: Скорочтение уже не торт

Скотт ЯнгСкорочтение – позволяет читать быстрее и больше

или

Скорочтение – развлечение для малолеток с поверхностными знаниями.

Есть 2 точки зрения на скорочтение.

Иногда, впрочем, человек в течение жизни может изменить свою позицию.

Публикую вольный перевод статьи бывшего фаната скорочтения Скотта Янга, которой в нём разочаровался.

Почему, Скотт?

За перевод спасибо Лауре Скалецкой! А оригинал тут.

***

Семь лет назад я заинтересовался скорочтением, ознакомился с несколькими книгами и статьями и решил опробовать всё это на себе. Моя скорость чтения возросла с 450 слов в минуту до 900. А мой пост «Как увеличить скорость чтения вдвое» быстро стал самым популярным на блоге. Причём я опирался только на свой опыт и знания из книг. Я не проводил никаких серьёзных экспериментов.

Однако сейчас у меня возникли сомнения и я решил досконально изучить тему ещё раз.

Делюсь с вами своими открытиями….

Реально ли читать 20,000+ слов в минуту?

Некоторые мифы можно сразу разнести в пух и прах. «20 тыщ» – это скорость с которой бегают ваши глаза по телефонной книге в поисках нужного номера. Читать так невозможно как на анатомическом, так и на неврологическом уровнях.

При чтении:

  1. наш взгляд останавливается на части текста – происходит так называемая «фиксация»,
  2. затем, взгляд совершает быстрое движение к следующей точке фиксации («саккада»),
  3. после нескольких прыжков, мозг должен обрабатывает полученную информацию.

Специалист по движению глаз Кейт Рэйнор утверждает, что невозможно превысить отметку даже в 500 слов в минуту. Глаз физически не может двигаться от одной точки фиксации к другой и обрабатывать информацию с такой скоростью.

«Скорочтенцы» парируют: не читайте по паре слов за одну фиксацию, просматривайте несколько строк одновременно.

Это маловероятно по двум причинам:

  • «Ямка» (fovea) — область, в которой глаз может различить детали — очень мала. При чтении — дюйм. Обработка большего объёма ограничена тем, что у наших глаз довольно слабые линзы. Им нужно двигаться, чтобы различить больше деталей. То есть наши глаза физически ограничены в объёме информации, которую они могут обработать за одну фиксацию.
  • Краткосрочная память ограничена: не более 3-5 блоков информации за раз. При скорочтении мы должны держать в памяти несколько строчек одновременно пока они не будут обработаны. Это просто невозможно.

А как насчёт Spritz?

Метод Splitz (напоминаю, кто не слышал – прим. Фарида) пытается справиться с проблемой саккад.

Если на экране каждое слово появляется в одном и том же месте, наши глаза могут фиксироваться на этих точках. Действительно, может показаться, что так мы читаем значительно быстрее.

Сайт разработчиков Spritz утверждает, что скорость чтения возрастает в разы, но я не нашёл ни одного независимого исследования, которое получило бы такие же результаты.

Кратковременная память ограничивает использование этой системы, задавая планку скорости, на которой мы способны по-настоящему «читать» текст.

То же и с обработкой информации: если слова просто текут рекой, то на обработку просто не хватает времени, и слова покидают нашу краткосрочную память прежде чем мы способны их понять.

Могут ли тренировки увеличить скорость чтения?

Чтение свыше 500-600 слов в минуту без потери качества невозможно.

Даже мой предел в 900 слов в минуту означал, что я не понимал значительную часть текста. Книги, которые я читал тогда были поверхностными, так что этот недостаток было легко скрыть.

Так как измерить качество чтения куда сложнее, чем скорость, я полагаю, что многие поклонники скорочтения попали в ту же ловушку, что и я когда-то. Они радуются возросшей скорости чтения, в то время как понимание прочитанного падает.

Работают ли техники скорочтения?

1. Субвокализация

Самая опасная из них — утверждение, что для быстрого чтения необходимо избегать субвокализации. Субвокализация — это тихий внутренний голос, который проговаривает слова во время чтения. Вы учились читать с этим голосом в унисон, до тех пора пока с возрастом не перестали его замечать. Если сосредоточиться, то мы всё ещё можем услышать этот голос.

Эксперты по быстрому чтению утверждают, что субвокализация снижает скорость чтения. И что, если человек научится воспринимать слова визуально, не проговаривая их про себя, он будет читать значительно быстрее. Однако факты говорят об обратном: субвокализация необходима для нормального чтения. Даже мастера скорочтения используют её, только с большей скоростью по сравнению с нетренированными людьми. Мы можем в этом убедиться, потому что этот внутренний голос посылает едва уловимые сигналы в наши голосовые связки, и эти сигналы можно измерить на специальной аппаратуре.

Невозможно читать и в то же время игнорировать проговаривание слов про себя. Поэтому при скорочтении скорость внутреннего голоса только возрастает, а не исчезает.

2. Использование указателя

Использование пальца или ручки для «ведения» текста в процессе чтения. Эта техника должна повысить концентрацию и уменьшить «блуждание» глаз. Согласно одному исследованию, фокусирование взгляда на тексте никак не связано с движением ручки или пальца, и данная техника лишь позволяла задать нужный ритм.

Если не скорочтение, то что?

Пока я собирал материал для этой статьи, я нашёл пару советов, помогающих увеличить скорость чтения без ущерба качеству. Ни один из этих приёмов не избавит вас от бед по мановению волшебной палочки, но следуя им, вы в скором времени заметите положительные сдвиги.

Совет №1. Вначале пробегитесь взглядом

Многие курсы по скорочтению обучают этому. Пробегая взглядом по тексту, вы не читаете его целиком. Вместо этого вы выборочно цепляете определённые части материала. Это неплохая техника, если пользоваться ею с умом.

По результатам этого исследования, большинство участников, пробежавшись глазами по тексту перед вдумчивым чтением, в итоге лучше усвоили информацию.

Совет №2. Увеличьте беглость

Если вы не можете сразу узнать слово – это здорово тормозит чтение. Поэтому увеличивайте свой словарный запас.

При чтении на неродном языке это ещё важнее.

Тоже самое при работе с техническими документами или прозой, где используются редкие слова и выражения. Если я встречаю профессиональный жаргон вроде mRNA, или странное слово вроде «синегдоха», то делаю паузы чаще.

Для запоминания сложных слов можно использовать приложения вроде Anki (я писал о нём тут – прим. Фарида).

Совет №3. С какой целью вы сели читать?

Беглый взгляд на текст помогает создать карту документа. Зная структуру текста, вы сможете сосредоточиться на той информации, что вам наиболее важна.

Многие курсы скорочтения призывают вас задуматься, что вы хотите получить от текста. Размышления на эту тему помогают настроиться на нужную волну, и в процессе чтения обращать внимание на те слова и предложения, которые имеют отношение к цели. Даже если вы читаете с той скоростью, при которой снижается восприимчивость текста, вы в любом случае будете замедляться в нужных местах.

Впрочем, этот приём не всегда применим на практике. Я читаю много книг, не имея чёткого представления о том, что я могу из них узнать. Чтение художественной литературы и книг для удовольствия нельзя свести к достижению какой-то конкретной цели.

С другой стороны, всегда есть литература, которую нам необходимо изучить. Применяя вышеописанный метод, мы можем справиться с ней быстрее, и таким образом оставить больше времени для чтения по интересам.

Совет №4. Читайте вдумчиво, чтобы лучше запомнить.

Когда я учился в школе, мне нужно было читать учебники таким образом, чтобы запомнить почти каждую деталь или идею. Для того, чтобы сохранить информацию в долгосрочной памяти, необходима полная концентрация.

Когнитивная наука делает несколько предположений. Согласно принципу памяти, мы запоминаем то, о чём часто думаем. Так что, если вы хотите запомнить какой-либо факт, подчёркивание нужной строчки в учебнике — не самая лучшая идея. Подчёркивание заставляет вас думать о словах, но не об их значении. Вместо этого можно использовать перефразирование, написание заметок или переписывание того, что вы хотите запомнить.

Заключение

Я был не прав.

Субвокализацию нельзя списывать со счетов.

Увеличить скорость чтения можно, но преодолеть рубеж в 500-600 слов в минуту без потери качества чтения — нет.

Метод скорочтения частично работает, когда мы пробегаем взглядом по тексту, но все преимущества лишь в упорядочивании текста таким образом. Скорость движения глаз тут не при чём.

В своих курсах я по-прежнему преподаю технику чтения, но сейчас я делаю упор не на скорости, а на возможности вдумчиво пробегать текст взглядом

Я приношу извинения перед теми читателями, которые возлагали большие надежды на технику скорочтения. Моя цель, тем не менее, не создать какую-то догму, а наоборот, постоянно искать новую информацию и экспериментировать со свежими идеями.

К сожалению, иногда пути исследования приводят в тупик, или возвращают к исходной точке. В таком случае я делаю всё возможное, чтобы поделиться с вами найденной информацией.

Несколько комментариев с блога Скотта

Если я читаю медленно, то моё сознание наполовину витает где-то в облаках. Если же я читаю быстро, то полностью сосредотачиваюсь на процессе.

Что касается биологических барьеров, я видел, как их преодолевают в течение 3-6 месяцев ежедневных тренировок и упражнений.

Тем не менее, я соглашусь с тобой в том, что для понимания текста необходимо читать медленно. Но это лишь означает снижение скорости в тех местах, которые требуют глубокого осмысления. Например, математическая теорема, расшифровка термина и какая-нибудь заковыристая фраза.

Вся штука в том, чтобы контролировать скорость чтения, будучи при этом полностью сосредоточенным. Sarief

Хотел бы сказать пару слов о заявлении в 20,000 слов. Оно скорее относится к фоточтению — другой методике, отличной от скорочтения. Её суть в том, что ты позволяешь своему бессознательному фотографировать текст, а потом загружаешь картинку в своё сознание путём создания ментальных карт, скимминга и проч. Хотел бы услышать твоё мнение по этому поводу. Dominic

Ни одно из найденных мною исследований не рассматривало тему фоточтения, но я не вижу никаких причин считать эту тему отличной от темы скорочтения. Анатомические и неврологические ограничения, которые делают скорочтение невозможной, также применимы и к фоточтению. Scott Young

Ты случайно не знаком с книгой Мортимера Адлера «Как читать книги»? Он подробно пишет о различных способах чтения в зависимости от текста. Ключевым момент: что вы хотите вынести из прочитанного? По Адлеру некоторые книги и написаны для того, чтобы бегло их пролистывать, в то время как другие требуют тщательного разжёвывания и переваривания. Michael

Пишите в комментариях!

А как вы относитесь к скорочтению и почему?

 

И подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получить доступ к скрытым статьям, доступным только подписчикам. И чтобы не пропустить ближайшие материалы блога:

  • Я заказал смартфон из Китая. Что мне пришло и в каком состоянии? Доволен ли я покупкой? Есть ли маза?
  • Тестирую дорогой бизнес-рюкзак Thule Crossover 32L
  • Как я приучал себя есть невкусные, но полезные продукты
  • Как покупать вещи, которые будут служить десятилетиями. Мой опыт
  • Подробный обзор дорого приложения для медитации HeadSpace

Похожие записи:

Комментарии

  1. Привет! Интересные замечания по скорочтению. Мне помогает увеличить скорость чтения: 1) дыхание (2 вдоха выдох на протяжении 3-5 минут). Возможно какие-то процессы при дыхании увеличивают концентрацию на тексте; 2) когда концентрация наступила просто читаешь и стараешься не возвращаться назад. Это как когда ролики смотришь на скорости 1.5 — сначала сложно, а потом привыкаешь… Для себя из этой статьи взял то, что текст нужно быстро просмотреть взглядом, чтобы знать что за чем. Думаю, это должно работать. Внётренний голос подсказывает. Попоробую, а приживётся или нет, там будет видно. Кстати, раз уж затронули тему чтения, то недавно слушал подкаст, в котором говорилось о сервисе http://www.smartreading.ru/ — там можно прослушать или прочитать краткие версии книг (поскольку издательство МИФ мне нравится рекомендую и этот сервис).

  2. Интуитивно, когда я училась в институте и потом в университете (бакалавр, магистр), я овладела скорочтением. Мне приходилось перечитывать очень много литературы (филологическое образование), бОльшая часть которой была совершенно не нужна по предмету. Хоть я и отличница, но никогда не была зубрилкой, никогда не вчитывалась в книги на столько, чтобы полностью охватить их (если они только не нужны мне были для научной деятельности). Я считаю, что для художественной литературы достаточно прочитать краткий пересказ, чтобы быть в курсе сюжета книги и пару отзывов. Затем уже можно приступить к самой книге, если она зацепила за первые две попытки ознакомления. А если нет, то и времени не стоит тратить. Например, всю литературу для предметов я читала именно так.
    Но если дело касается research работ, то тут одного-двух раз прочтения бывает не достаточно) И скорочтение только помогает определить, может ли данная книга, статья быть полезной или нет. Дальше идет очень глубокий анализ.
    Так что, мое отношение к нему положительное, но это не для всего применимо. Все таки поглощать важную информацию нужно смакуя и тщательно пережевывая)

  3. Андрей говорит:

    На тему «ямок» и прочей перечисленной фигни — ты «таблицу Шульте» хоть раз видел?:)

  4. Виталий говорит:

    Преподаватели почему-то не говорят, что скорочтение не применимо с умными книжками. Скорочтение больше подходит для быстрого сканирования книги, а не полноценного вдумчивого чтения.
    Вот как я учился: https://goal-life.com/page/method/skorochtenie-otziv

Поделитесь своим мнением

*