Блог Фарида Каримова
Лайфхаки, сервисы и гаджеты

6 главных лайфхаков моей жизни!

Простых, но проверенных годами. Двумя годами))

Как не уставать на сидячей работе?

Как заниматься спортом, не тратя ни минуты на это?

Как ничего не забывать?

Как легко выучить английский? И другое!

 

Без рекламы. Без "воды".

 

Получить этот курс бесплатно?

Интервью с С. Калининым. Часть 1 — Для начинающих тайм-менеджеров

Сергей КалининС чего начинать изучение тайм-менеджмента?

Я взял интервью у опытного тренера по тайм-менеджменту, профессионального психолога и бизнес-консультанта Сергея Калинина.

Первая часть разговора — о тайм-менеджменте для начинающих.

Сергей, вы уже давно в ТМ. Через вас прошли сотни людей. ТМ приживается не у всех. С годами вы поняли, у кого он приживается, а у кого нет? От чего это зависит?

Да, у меня большой опыт проведения самых разных тренингов по тайм-менеджменту.

Сергей объясняет тему

Были люди, которые приходили с горящими глазами и по собственной воле. Но были и корпоративные тренинги, куда иногда людей отправляли из-под палки.

Кажется, что когда люди приходят на тренинг по своей инициативе, они должны потом этим пользоваться. Оказывается, нет. Проходит год-два. Встречаешь их, а они опускают глаза в пол: «Ну вот, мы кое-что попробовали, но что-то не пошло».

Самое интересное, когда идут корпоративные тренинги, иногда бывают очень негативные группы, которые думают, что ТМ это блажь, которая пришла в голову начальству. Но когда они начинают вникать, отношение меняется. Хотя и здесь, после того, как проходит 2-3 года,  тоже отваливается часть участников.

По моим оценкам примерно у 30-35% людей ТМ не приживается. Они говорят: «Нам это не нужно, у нас не прижилось».

Я думаю, что проблема здесь в целях. У всех людей разные отношения с  жизненными целями.

У кого-то этих целей практически нет. Есть люди, которые просто плывут по течению. Они всем довольны. У них все есть и, соответственно, ТМ им не нужен. А есть люди, я их называю «буддисты в душе», которые от всего отказываются, которые серьезно воспринимают идею минимализма. Они гордятся тем, что «я и без этого могу, и без того, и вот это мне не надо, и того». Если у них нет целей, если они убивают в себе любые желания, то зачем им ТМ? Они и так уже всем довольны…

Есть другой полюс – это люди с большой жаждой жизни. Они думают так: «В мире столько всего интересного, можно попробовать себя в тысяче занятий, можно побывать в тысяче мест!».  Такие люди начинают ценить время. И время для них становится чуть ли не главным ресурсом, без которого в жизни не успеть ничего.

Поэтому я резюмирую: ТМ не приживается у тех, у кого нет масштабных целей, у кого низкий мотивационный потенциал и кто уже всем доволен, и сидит на попе ровно в своей зоне комфорта.

Мужчины или женщины легче прививают себе ТМ?

Я с годами прихожу к выводу, что женщины даже лучшие тайм-менеджеры, чем мужчины. Их ТМ часто завязан на быт.

Девушка и тайм-менеджмент? Да!

У меня есть одна знакомая, которую я считаю отличным «тайм-менеджером по жизни». Она обычная домохозяйка, но у нее четверо детей и плотно работающий муж. Причем дети — мальчишки, очень прожорливые. Попробуй всю эту ораву накормить! Но она всё успевает, и у нее очень жесткий ТМ.

Кстати, я уже давно участвую в проекте так называемой Деревни SOS (я писал об этом в своём блоге, см. в самом конце поста). Это немецкий проект, где есть приемные дети. Причем это дети, которых забирают из неблагополучных семей, например, когда родители сидят в тюрьме. И есть там такая «мама деревни СОС». У нее 5-6 приемных детей. Причем возраст от двух лет до подросткового. Как она успевает с этой оравой справиться? Я для них вел тренинг по ТМ, но я не знаю, кто тут еще кого научил больше. Потому что у них идеальная логистика и идеальное планирование своего дня. Поэтому мужской/женский ТМ — я не вижу тут особо различий. Все эти методы довольно универсальные.

Окей, проблема с целями – это я понял. А какие есть другие распространенные ошибки у начинающих тайм-менеджеров?

Есть три крупные ошибки.

Первая — люди начинают интересоваться ТМ, не понимая, зачем им это надо.

И тут появляются 2 полюса.

Первый: ТМ как развлекуха. Люди думают: «О, тайм-менеджмент!  Это что-то любопытное, что-то прикольное. Какие-то ежедневнички, какие-то гаджеты. А может быть это и мне подойдет?».  Позже они понимают, что ТМ не такая простая штука, что требуется самодисциплина, что это далеко не всегда «фан». И они все это быстро забрасывают.

Второй полюс – там все наоборот — у людей есть какая-то громадная цель жизни. И они начинают выстраивать свою жизнь по очень жесткому ТМ. Это напоминает аскетизм. И превращает их жизнь в каторгу.

Нужно найти золотую середину между этими полюсами. Важно, чтобы и момент «фана» был. Но с другой стороны,  методы ТМ должны помогать в достижении значимых целей. Если эту золотую середину не соблюсти, то будет куча проблем.

Вторая ошибка – это своего рода «спортивный» подход.  Это когда люди начинают изучать ТМ с очень характерным запросом: «Как мне все успевать?». Это бред, конечно. Все успевать невозможно. Это такой путь в дурную бесконечность. Потому что чем больше мы делаем задач, тем больше перед нами задач возникает. Человек просто надорвется. Он просто подавится этими задачами и устанет, разочаруется и начнет проклинать и ТМ, и себя. Короче, не надо увлекаться — у вас должно быть чувство меры.

Третья ошибка – чрезмерное увлечение какой-то одной системой или методом ТМ. Я с годами прихожу к выводу, что ТМ – это очень индивидуальная штука. Не существует готовой «коробочной» системы: книгу прочитал, стал жить по этой системе, и все стало сразу прекрасно. Любая система нуждается в адаптации, в каком-то своем понимании. Если попытаться жить строго по Дэвиду Алену или Глебу Архангельскому, то это может привести к усталости и разочарованию. К выводу, что с системой что-то не так, что она «не работает». Любую, даже самую знаменитую, систему надо менять под себя. А ещё лучше – придумать свою собственную систему. Это будет самый правильный вариант.

Вот собственно 3 ошибки начинающих тайм-менеджеров: непонимание, зачем им это нужно; «спортивный подход»;  зацикленность на какой-то одной известной системе.

У меня есть друг, ему 14 лет. Это мой бывший ученик, а я бывший шахматный тренер. Так вот… Он читает мой блог и говорит: «Фарид, посоветуйте мне, я тоже хочу заняться ТМ, саморазвитием, что мне почитать»? И я ему не могу ничего предложить… Хорошие книги написаны сложным языком. Простые и понятные книги – мне не нравится их содержание.

Давайте поговорим о ТМ, управлении временем, для самых начинающих.

Вообще говоря, «управление временем» (дословный перевод «time management») – дурацкое название! Понятно, что на самом деле речь идёт об управлении собой во времени. То есть на самом деле это бытовое знание, ведь мы все как-то управляем своим поведением во времени. Например, мы все учимся просыпаться утром в одно и то же время. Это простой бытовой вопрос, но это ведь тоже ТМ.

У меня в блоге была заметка, которую я так и назвал «Time-management — изобретение маркетологов?». Там я пытаюсь посмотреть на ТМ как бы со стороны, задаю себе вопросы о нем…  Зачем нужно какие-то простые вещи (вроде управления собой во времени) называть какими-то непонятными словами, терминами? Зачем из этих терминов, как из кирпичиков, складывать какую-то заумную систему, в которой никто кроме автора до конца не разбирается? А затем, что все эти «непонятности»  уже можно продавать!  Хотя сами эти знания можно называть и какими-то более простыми словами. От этого методы управления собой во времени хуже не станут.

Теперь по поводу того, когда начинать учить ТМ-навыкам…

ТМ актуален буквально с 2-3 лет, и даже раньше. Какой у младенца режим сна и бодрствования? Если он совсем новорожденный, то он полчаса спит, полчаса ест, полчаса бодрствует, и так сутки подряд. А что происходит с его режимом дня, когда ребенок подрастает?  Продолжительность сна и бодрствования начинает увеличиваться. Но можно ли на этот режим как-то влиять?  Например, укладывать ребенка спать в одно и то же время?  Попробуйте залезть на какой-нибудь форум для молодых родителей. Там идет настоящий холивар! Кто-то говорит: «Пусть ребенок спит, когда хочет». И вот уже ребенок спит днем, а ночью ему хочется веселиться, бегать, кричать. Соответственно, он не дает спать родителям. А если, например, папе утром на работу, то ему вообще «капец» настает, потому что у него всю ночь по голове прыгало это существо.

У меня дочке 3 года. Я в общем-то это все проходил и прохожу))

На самом деле ребенок примет любой режим, лишь бы это было что-то регулярное. Ваш ребенок – «сова», ночью резвится, а днем спит? И что теперь – подстраивать свою жизнь под его режим?!   Нет, ни в коем случае!  Я понимаю, что это может быть звучит как немножко садистский вариант, но 2-3 дня просто не давайте ребенку спать днём, и наоборот, укладывайте его тогда, когда сами ложитесь спать. Ребенок с легкостью приучится к такому режиму.  (Недавно вышла очень неплохая книга «Наука сна», в которой 4 глава как раз посвящена приучению детей к режиму сна).

После трех лет ребенок начинает ходить в детский сад. Тут же возникают новые вопросы, связанные с самоорганизацией во времени. Например, сбор утром в детский сад.  Это настоящая супер-задача, потому что ребенка надо успеть вовремя одеть, а ребенок может при этом брыкаться. Еще бы — он еще дремлет, а его уже тянут куда-то. Как быть? Можно сделать все за ребенка. Получится быстро, но никакой самоорганизации во времени у ребенка не появится.   А некоторые родители делают так:  будят детей за 2 часа до выхода в детский сад, чтобы был большой запас времени. Они думают: «Пусть он там себе дремлет, по полчаса завязывая каждый шнурок. Но в итоге мы всё равно не опоздаем в садик». Но это плохой подход! И делать всё вместо ребенка – тоже плохо! Самый хороший вариант, когда мы всё же ограничиваем время на сборы, но при этом говорим: «Сыночек (дочка), нам надо за 15 минут собраться. Давай, я тебе помогу. Вот мы начали в такое-то время; смотри, столько-то времени потратили на один шнурок, столько-то – на другой; и вот видишь, мы всё успели, мы собрались». При этом он что-то делает сам, что-то ему помогают делать родители. При этом постоянно даются отсечки по времени: когда мы начинаем это делать, когда мы заканчиваем. И если он уложился, его обязательно еще надо и похвалить. Это и есть простейшая саморегуляция своей деятельности. Если он (разумеется, с нашей помощью) уложился в какой-то отведённый интервал — это значит, он координирует свои усилия во времени. И у ребенка уже начинает формироваться чувство времени.

Дальше, в 5-6 лет дети получают представление о времени. Даже по программе детского сада — занятия с часиками. Их учат распознавать цифры, временные интервалы и так далее. Но это понимание абстрактной идеи времени, и простой навык определения времени по часам. Если у ребенка не формируется чувство времени, то умение ответить на вопрос «Который час?» не сильно поможет ему стать более организованным.

Потом начальная школа… И с новой остротой встает вопрос правильного режима — чередования труда и отдыха. Чтобы времени и на уроки хватало, и на веселую жизнь после занятий.  Здесь уже посложнее: ребенок учится планировать свой день, и даже составлять расписание на неделю.

Далее, примерно в 13 лет начинается мощное развитие самосознания, появляется тяга к самостоятельности. У подростков внутренняя установка такая: «Важны мои собственные цели и мои желания (а не родителей или педагогов). И важно, чтобы я сам всего этого достигал, без чьей-то помощи». То есть появляются собственные цели. А помните, в самом начале мы говорили о том, что ТМ нужен в первую очередь тем, у кого есть много собственных целей?

Но самый благодатный период для изучения тайм-менеджмента — это старшие классы и первые курсы студенчества. В это время люди наиболее восприимчивы к любым методам саморазвития и самоорганизации, им хочется попробовать сразу все. При этом, конечно, хочется какого-то волшебства, чтобы все это стало быстро, легко и просто.

Я помню, что именно в этом возрасте, в каком-то из старших классов, матушка подсунула мне книгу. Она как-то очень смешно называлась, что-то типа «Учись учиться», написанная кондовыми такими советскими педагогами. Но в этой книге было много всяких прикольных вещей, например, про скорочтение, про скоростное конспектирование, про мнемотехники.  Для меня тогда это стало настоящим откровением. Что не надо сидеть 2-3 часа над уроками, а вообще все можно запомнить и выучить буквально за 10-15 минут. Для меня это стало таким рычагом в саморазвитии, и высвободило мое время для всяких более интересных дел.

Какие книги читать начинающим тайм-менеджерам?

Среди книг по ТМ тоже есть два полюса.

Один полюс – это технические книги. Они посвящены техникам, инструментам, навыкам. Никакой особой базы там не подводится. Все по принципу «делай раз, делай два…». Нажми на кнопку — получишь результат.

Второй полюс – это стратегические книги. Как сказал Стивен Кови: можно правильно делать дела, а можно делать правильные дела. Вот «правильно делать дела» – это и означает использовать какие-то хитрые ТМ-техники.  Но это может завести в тупик.  Потому что если я использую какие-то техники, но занимаюсь вообще какой-то фигней по жизни, то правильные техники мне не помогут, я наломаю кучу дров. Моя продуктивность будет высокой, а в конце все равно ждет разочарование. Итак, второй полюс — это книги, которые помогут действительно понять, что для меня в жизни важно, к чему мне действительно стремиться.

Если брать книги технического полюса, то самое сильное впечатление у меня до сих пор от одной классической книги.  Собственно на этой книге я вырос – это классика тайм-менеджмента, причем такого сурового, «хардкорного», немецкого –  Лотар Зайверт «Ваше время в ваших руках». Она небольшая, там сплошные техники. Основные: хронометраж, борьба с помехами, планирование своего дня и др. Все четко, по полочкам, бери и делай. Сейчас эта книжка смотрится немного устарелой, занудной, но это азы, это основа.

Если брать противоположный полюс, который говорит про стратегию, про цели, тоже порекомендую старенькую книжку. У нее два автора. Это Генрих Альтшуллер, знаменитый основатель ТРИЗа (Теории Решения Изобретательских Задач), и Игорь Верткин. Книга с таким «скромным» названием:  «Как стать гением». И там добавочка: «Жизненная стратегия творческой личности». Кстати, эта книга будет особенно любопытна тем, кто увлекается шахматами, у кого логический склад ума. Потому что жизнь можно представить, как большую стратегическую игру, где с помощью последовательности ходов мы все-таки добиваемся победы, какого-то достойного жизненного результата, успеха. На самом деле книга «Как стать гением» — это сборник таких пошаговых стратегий. Там порядка 80 «жизненных стратегий творческой личности», и они очень интересно (с примерами) расписаны.

Из современных книг я рекомендую начинать с Глеба Архангельского и его книги «Тайм-драйв». В ней хорошо, понятно и вдохновляюще излагаются азы ТМ. Среди русскоязычных книг ничего и близко подобного нет. Пусть она немножко ориентирована на деловых людей, я думаю, что школьник ее прекрасно поймет.

Вторая часть беседы — ЗДЕСЬ.

Похожие записи:

Друзья, подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получить доступ к скрытым статьям, доступным только подписчикам. И чтобы не пропустить ближайшие материалы блога:
  • Как ускорить свой компьютер? Обязательно ли покупать новое мощное железо?
  • Как отключить надоедливую рекламу. Рассмотрим все способы

Понравилась статья? Пожалуйста, ЛАЙКните по любой из кнопок. Вам же не сложно Спасибо!

Мои видеокурсы

Вот что доступно на сегодняшний день:

Комментарии

  1. Любопытное и насыщенное по информации интервью оказалось.:-) Много простых советов и рекомендаций. Ждемс продолжения!:-)

  2. Макс говорит:

    Как раз собирался спросить про книги ТМ, а тут и статья появилась )

  3. очень ценная информация от довольно хорошего специалиста. Сам использую ТМ, а если точнее сказать принципы изложенные в книге Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей»

Поделитесь своим мнением

*